Сейчас, когда человечество стоит на грани исчезновения как вид, когда судьба его находится в руках каждого отдельного его представителя, очень актуальным мне показалось вспомнить о великом духовном завещании, оставленном человечеству Л.В. Бетховеным в его последней гениальной 9 симфонии - вершины симфонического творчества Бетховена, замысел которой осуществлялся композитором более 10 лет. К тому же, Людвиг Ван жил в похожий с нашим период времени, в котором царили насилие, войны, голод, разруха...
Гений, которого судьба не щадила на протяжении всей жизни начиная с самого детства, когда пьяница отец терроризировал 7-летнего пацана за фальшиво взятые ноты, а с 14 лет он содержал семью, полностью находившуюся на его иждивении, гений, испытавший несчастную безответную любовь и предательство близких родственников, страдающий от многих болезней (желтуха, диарея, анорексия, хронический панкреатит и желчнокаменная болезнь), находившийся в шаге от самоубийства из-за неизлечимой глухоты, поразившей его к 32 годам, Бетховен объявил в 9 симфонии всему человечеству о той высокой, великой радости, которая его (человечество) ждёт.
Видимо, потеряв одно из 5 человеческих чувств, великий композитор вместо слуха приобрёл возможность чувствовать "музыку сфер", которую он и передал нам в своей последней симфонии. В ней содержится античное знание о гармонии Вселенной, в ней отражается всё, что пришло от Пифагора, Архимеда, всё что было в академиях Платона и в семи свободных искусствах.
Какая связь с нашим временем?
Послушайте хотя бы только финал симфонии (тайм-код 52:14). В финале Бетховен словно выстроил перед нами величайшую идею, прошёл весь путь человеческой цивилизации со всеми её грехами, войнами, страданием и в результате познал радость.
Финал 9 симфонии начинается с того, что Вагнер очень удачно назвал "фанфары ужаса". Это действительно ужас. Человечество может погибнуть, оно обречено.
"Медные духовые звучали пронзительно, темпераментно, сильно, вся духовая группа подключилась к этим "фанфарам ужаса" и вдруг заиграли виолончели - зазвучала человеческая речь. Это речь великих ораторов античного мира. Виолончели словно объявляют: "Нет! Не надо этого, не надо этих песен!". Эта диспозиция повторяется несколько раз, как будто дьявол не оставляет попыток ввергнуть мир в бездну, и после нескольких неудачных попыток вдруг виолончели еле слышно начинают интонировать мелодию космоса (тайм - код 55:25), которая затем воплощается в текст шиллеровской оды "Радость, пламя неземное, райский дух слетевший к нам, опьянённые тобою, мы вошли в твой светлый храм". Храм радости.
К виолончелям присоединяются скрипки, медные духовые, деревянные духовые, весь оркестр начинает скандировать эту простую тему, и, наконец на кульминации вступает голос. Когда мир познал радость, когда мир вошёл в светлый храм добра красоты и гармонии, когда в этой музыке всё воплотилось - и фрески Микеланджело и гениальная дантовская "Божественная комедия" и петрарковская любовь, вся европейская культура - тогда появляется голос со словами:
"Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, —
Влейся в наше торжество!..."
(В статье использованы материалы из книги Михаила Казиника "Музыкальные антидепрессанты").